Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Пройдите опрос
о качестве услуги
по предоставлению архивной информации
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

Богатство - средство делать добро

"Оказание материальной помощи бедным из милости" - такое определение слову "благотворительность" дает толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

В наши дни в условиях современной жизни мы все чаще сталкиваемся с этим почти забытым явлением, хотя лет 20-30 назад никто и не задумывался над этим. А между тем, благотворительность и призрение появились на Руси очень давно. Но вплоть до XVIII века осуществлялись исключительно церковью, ведь именно при монастырях, владевших солидными состояниями, строились богадельни и больницы.

Постепенно, с течением времени, благотворительность приобретала более светский характер. Связано это было, конечно, с появлением, а потом усилением нового для России слоя купцов и предпринимателей. Наибольший же расцвет этого явления наблюдался в конце XIX - начале XX веков, когда купечество окрепло и накопленный капитал позволил хотя бы ненадолго "отойти от забот" и предаться мечтам.

А мечтой жизни большей части русских предпринимателей было желание построить храм Пройдитесь по старым русским городам - на каждой улице по церкви, а то и больше, и возведены они преимущественно на добровольные пожертвования купцов и промышленников. Так в сознании русского человека отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом.

Действительно, познакомившись с некоторым количеством трудов по истории русской культуры и философии, приходишь к выводу о том, что русская православная народная этика создавала атмосферу почитания идеалов добра, души, справедливости, правды и нестяжательства. Суть ее заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными.

Итак, труд как добродетель; а что же богатство, - спросите вы? Богатство в этике коренных русских предпринимателей - это не самоцель и "не только путь к наслаждению жизнью, но прежде всего средство делать добро".

И вот в течение веков русские предприниматели воздвигают в нашем Отечестве на свои средства десятки тысяч церквей и часовен, один перечень которых займет много томов.

На огромном числе зданий (бывших больниц, школ, клиник, ночлежных домов, приютов, богаделен) до сих пор сохранились имена их основателей, как правило, купеческих фамилий.

В Центральном государственном архиве Удмуртии хранится достаточно много интересных документов, рассказывающих о разнообразной благотворительной деятельности купцов и предпринимателей. Особого внимания заслуживает издававшийся в Санкт-Петербурге с 1911 года журнал "Призрение и благотворительность". Очень жалко, что сохранилось только два номера (за 1916 год). Но и они дают возможность составить представление о масштабах и видах благотворительности. Здесь есть обзорные статьи о деятельности различных благотворительных обществ в России, сведения о наиболее крупных пожертвованиях и открытиях новых учреждений призрения.

В Вятской губернии также действовало несколько благотворительных обществ. Самым крупным на территории современной Удмуртии было Сарапульское благотворительное общество, основанное 28 июля 1875 года. В фондах нашего архива сохранился устав этого "Общества", принятый в 1890 году, где так определена его цель: "Изыскание и доставление средств к улучшению нравственного и материального благосостояния бедных г. Сарапула и его уезда". Чем же занималось Сарапульское благотворительное общество? Оказывается, деятельность его была достаточно разнообразной: выдача единовременных или постоянных пособий "немогущим содержать себя собственным трудом", учреждение для бедных детей убежищ и начальных школ, ремесленных мастерских с общежитиями, столовых и ночлежных домов и т.д.

Членом "Общества" мог быть любой взрослый человек, имевший возможность оказать помощь неимущим и уплативший членский взнос. Причем сумма взноса зависела от его желания и материальных возможностей и могла составлять 5 руб. 25 коп. и даже 300 руб. в год. По сумме уплаченного взноса члены "Общества" делились на действительных, почетных и постоянных почетных. Интересен тот факт, что денежные взносы могли быть заменены личными услугами "Обществу". Таким образом, звание действительного члена предоставлялось медикам, "принявшим на себя бесплатное пользование неимущих", учителям и мастеровым "взявшимся безвозмездно обучать детей, находящихся на попечении общества неимущих", а также лицам, "которые изъявили желание взять на воспитание или содержание кого-либо из бедных".

Основные денежные средства "Общества" складывались из членских взносов и единовременных пожертвований. По состоянию на 1 января 1910 года в ведении Сарапульского благотворительного общества значилось капитала на сумму 253868 руб. 82 коп. А расход за 1909 год составил 22365 руб. 81 коп. Были и другие источники поступления средств - благотворительные спектакли, концерты, литературные вечера. Устраивали все это "дамы-благотворительницы", как правило, купеческие жены. Сообщения (объявления, отчеты) о таких мероприятиях печатались в газетах "Кама", "Прикамская жизнь" и других: "Бал и елка в женской гимназии с благотворительной целью. Главная распорядительница - Л.Н.Бодалева. "Сиротский приют в доме С. Д.Дедюхиной благодарит за пожертвования сиротам".

В ведении "Общества" были различные благотворительные заведения. Приют для мальчиков, носивший название "Дом трудолюбия", оказывал призрение 20-24 человекам. Мальчики получали здесь "стипендию" 18 руб., старшие обучались чеботарству. Кормилось же ежедневно с приходящими от 35 до 50 чел.

На пожертвованный купцами Колчиным и Курбатовым капитал в 50 тыс. рублей содержались богадельни "Ивана Савельевича Колчина" и "Александровская".

Купцы и их семьи были истинно верующими людьми, обязательно посещали церковь, совершали дальние поездки по святым местам России и даже в далекий Иерусалим. Они жертвовали многие тысячи рублей на постройку храмов, монастырей, церквей, их украшение и содержание.

Перечень всех благотворительных дел купцов и предпринимателей нескончаем, но не сказать хотя бы о малой их части было бы несправедливо. Вот лишь некоторые примеры.

Большой вклад в строительство Преображенской церкви в Глазове сделала купчиха Фекла Корнеева.

Фабрикант Н.И.Березин изъявил желание выделить деньги на проведение электрического освещения в Михайловском соборе.

Благотворительная деятельность Н. В. Смагина была разнообразной. Он построил в Сарапуле здание приюта, дом, в котором размещалась воскресная школа для взрослых, жертвовал на церкви, стипендии для бедных учеников.

Богадельня для бедных и немощных в Воткинском заводе была построена сарапульским купцом Созыкиным. Но построить храм или богадельню - это самый традиционный путь покаяния и общественного служения. Были и другие - меценатство, собирание больших библиотек, икон, предметов русской старины. Горько сказать, но ведь это правда, что значительная часть российской интеллигенции не любила русского купечества, презирала его. С легкой руки интеллигенции, воспитанной преимущественно на западноевропейских ценностях, русские предприниматели (особенно купцы), подобно крестьянам, подавались как темные, отсталые и невежественные. А между тем, в большинстве своем купеческое сословие составляли образованные и понимавшие значение образования люди, умевшие ценить прекрасное.

В нашем архиве в личном фонде известного краеведа А.В.Новикова хранится очень интересный документ - открытка с изображением дома на ул.Береговой. Надпись на открытке гласит: "Ижевский завод. Ижевская женская прогимназия. Первое средне-учебное заведение при 45 тыс. рабочем населении. Открыто 11 ноября 1907 г. Устроено на средства местных купцов, их поставщиков и обывателей. Место с каменным домом стоимостью 12 тыс. руб. пожертвовано купцами братьями Бодалевыми".

Большая библиотека ценных книг была собрана воткинской купчихой Елизаветой Григорьевной Котковой.

Павел Андреевич Башенин был просвещенным меценатом, покровительствовал Сарапульскому музыкальному обществу, мечтал построить театр в Сарапуле, помогал музыкальному училищу. Он был членом комитета публичной библиотеки, председателем попечительского совета женской гимназии. Только появился в городе местный музей, как тут же Павел Андреевич посылает туда 40 старинных серебряных монет и старинный нож. И это далеко не все примеры. Старания купцов незамеченными не оставались. Жители уважали их и доверяли им городское управление. Так, главой Сарапульской городской Думы чаще всего избирались богатые, энергичные люди, знатоки своего дела -известные всему городу купцы: 1872-1875 гг. - Г. Д. Пешехонов, 1876-1879 гг. -А.Т.Шитов, 1880-1883 гг. - Н. Р. Барабанщиков, 1884-1891 гг. -А.Т.Шитов, 1892-1893 гг. - П.Н.Дедюхин, 1894-1897 гг. - И.А.Шитов, 1898-1905 гг. - Ф. Г. Пешехонов, 1906-1910 гг. - П. А. Башенин, 1910-1913 гг. - Б.В.Баранов.

А воткинский купец Василий Ильич Калашников в 1902 году в составе 6 человек от Воткинска был избран членом Сарапульского уездного земства.

Сарапульское духовное правление также не оставалось равнодушным к деяниям купцов. Многие из них награждались орденами. Так, Николай Васильевич Смагин был удостоен серебряной медали на Станиславской ленте в 1895 г., золотой медали на Владимирской ленте в 1899 году, золотой медали на Андреевской ленте в 1905 году, ордена Святой Анны 3-й степени в 1909 году.

А Николай Константинович Бахтияров был даже похоронен в ограде Николаевской церкви села Якшур-Бодья как "любящий благолепие дела божьего" и сделавший крупные пожертвования в пользу этой церкви.

Немалую лепту внесли купцы и предприниматели в благоустройство наших городов, сел и поселков, за что мы благодарны им и сейчас.

И, подводя итог всему сказанному, думается, можно с полным основанием говорить о том, что русские купцы, промышленники и предприниматели сыграли огромную роль в материальной подготовке того расцвета национальной культуры, который наблюдался в конце XIX - начале XX веков.

Наталья Красильникова,
главный архивист ЦГА УР

Опубликовано в газете "Известия Удмуртской Республики" №2, 2000 г.