Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Пройдите опрос
о качестве услуги
по предоставлению архивной информации
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

Г.Е. Верещагин – писатель, ученый, просветитель…

Григорий Егорович (Георгиевич) Верещагин (1851-1930 гг.) – удмуртский ученый, писатель, просветитель, православный миссионер и священнослужитель, оставивший заметный след в истории края.

Еще при жизни он получил известность не только в России, но и за ее пределами (в частности, в Венгрии, Финляндии) как этнограф и фольклорист, занимавшийся сбором, исследованием и публикацией материалов, касающихся истории, языка, обычаев, традиций, верований и религиозных обрядов, а также художественной культуры (песен, легенд, преданий, сказок, загадок, пословиц и поговорок и т.д.) удмуртского и русского народов, проживавших в Удмуртии. Кроме того, он писал стихотворения, поэмы, пьесы на русском и удмуртском языках.

В 2012 году отмечался 160-летний юбилей со дня его рождения.

Г.Е. Верещагин родился в с.Полом Глазовского уезда Вятской губернии (ныне – Кезского района Удмуртской Республики). Долгое время датой рождения Верещагина считалось 30 сентября 1851 г. Возможно, это не случайно, поскольку именно эту дату он сам указывал в своей автобиографии. Однако, в 2001 году, в год празднования 150-летия со дня рождения Григория Егоровича, в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики в фонде Христорождественской церкви с.Полом Глазовского уезда Вятской губернии, архивисты обнаружили актовую запись № 99 о рождении 22 сентября (крещении 23 сентября) 1851 г. близнецов Григория и Михаила у новокрещена из вотяков Егора Иванова сына Верещагина и законной его жены Евдокии Ивановой, православного вероисповедания. Так была установлена точная дата рождения Г.Е. Верещагина. Возможно, что сам Григорий Егорович не знал ее, соответственно, в литературе указывалась иная дата.

В Центральном государственном архиве Удмуртской Республики хранится семейный фонд Верещагиных-Беренгартен, переданный на государственное хранение правнуком Г.Е. Верещагина – Сергеем Георгиевичем Беренгартен-Верещагиным, переехавшим на постоянное место жительства в Германию. Документы этого фонда знакомят с автобиографией, семейными фотографиями, письмами, рисунками Григория Егоровича.

Вот, например, что он пишет в своей автобиографии:

«Я, гражданин города Ижевска Григорий Георгиевич Верещагин, происхожу из вотяков села Полома, Поломской волости, Глазовского уезда, родился в селе Поломе, названной волости в семье крестьянина вотяка Георгия или Егора Ивановича Верещагина 30 сентября 1851 года. Учился у учителей Сарапульского уезда и Сарапульского реального училища, кончил учение со званием учителя начального народного училища. Поступил на работу в звании учителя в село Сосновку Сарапульского уезда, оттуда переведен в село Шаркан, того же Сарапульского уезда. В конце служил учителем в деревне Ляльшуре Сарапульского уезда Вятской губернии.

Занимался этнографией вотяков и русских. За труды от Казанской промышленной выставки получил серебряную медаль, за предоставление материала о воспитании детей у вотяков Министерством земледелия и государственных имуществ награжден серебряным именным знаком для ношения на груди. За сочинения «Вотяки Сосновского края» награжден серебряной медалью. За труд «Вотяки Сарапульского уезда» награжден серебряной медалью. Учительское жалование получал 25 рублей в месяц.

Получил от Ижевской кустарно-промышленной выставки в 1923 году 3 пуда крупы, 4/5 пуда сахару…[1]

Необходимость заставила меня поступить в духовное звание, где послужил до 1927 года.

В настоящее время нахожусь на иждивении сына, … который как семейный, сам получает средств мало. Я никаких средств не получаю…

Наряду с упомянутыми изданиями в печати обнародованы следующие работы:

1. Остатки язычества у вотяков. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 год. Вятка, 1895.

2. Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 год. Вятка, 1895.

3. Образцы произведений устной словестности у вотяков. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. Вятка, 1896.

4. Вотяки и их произведения устной словестности. – Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1911 год. Вятка, 1910.

5. Старые обычаи и верования вотяков. – Этнографическое обозрение. Вып.93. М., 1910.

6. К этнографии вотяков Прикамского края. Известия Сарапульского земского музея. Сарапул, 1912, 1913, 1914.

7. Руководство к изучению вотского языка. Ижевск, 1924 (напечатано под псевдонимом Удморт).

Неопубликованные рукописи:

1. Вотско-русский словарь (представлен в Академию наук).

2. Русско-вотский словарь (представлен в издательство «Удкнига»)»[2].

Велико участие Верещагина в нашумевшем деле о человеческом жертвоприношении удмуртов с.Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии, где Григорий Егорович выступал в качестве этнографа-эксперта со стороны защиты. Его экспертные заключения высоко оценил В.Г. Короленко – русский прозаик, публицист.

Г.Е. Верещагин был также незаурядным поэтом. Стихотворение «Чагыр, чагыр дыдыке…» («Сизый, сизый голубок…»), включенное в этнографический очерк «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» под видом народной колыбельной песни, сегодня признано первым оригинальным печатным художественным произведением на удмуртском языке.

Значительная часть творческого наследия Г.Е. Верещагина долгое время оставалась неизвестной читателю и стала публиковаться лишь после его смерти. В 1960-х годах в рукописном фонде библиотеки Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка и литературы были найдены некоторые его стихотворения, поэмы. Проведена работа по подготовке и изданию собрания сочинений Г.Е. Верещагина.

Многие ученые пишут о Григории Егоровиче как о талантливом ученом, просветителе, но мало кто упоминает о нем как о способном художнике. Небольшая часть его рисунков бережно хранится в Центральном государственном архиве. Среди них есть иллюстрации к басням, карикатуры, имеются и записи на латинском языке, что еще раз подтверждает его глубокие знания и талант.

Известный ученый-этнограф, профессор В.Е. Владыкин в своей статье о Г.Е.Верещагине называет его первым профессиональным удмуртским ученым (хотя по профессии он никогда им не был, но его труды были высоконаучными), причем ученым-энциклопедистом наряду с видными учеными своего времени. Если Ломоносова называют русским университетом, то Верещагин – это целый НИИ при своем народе.


Зам. начальника отдела

использования документов ГКУ «ЦГА УР»

Н.В. Перевозчикова



[1] Здесь и далее отточия автора.

[2] ГКУ «ЦГА УР, ф.Р-1710, оп.1, д.1,

              Г.Е. Верещагин с женой и сыновьями. 1895 г.  ГКУ «ЦГА УР», Ф.Р-1710, оп.1, д.18                         


Метрическая запись в метрической книге Христорождественской церкви с.Полом Глазовского уезда Вятской губернии о рождении 22 сентября 1851 г. Г.Е. Верещагина.ГКУ «ЦГА УР», ф.71, оп.1, д.55, л.149об-150.



Покровская церковь. Рисунок Г.Е. Верещагина. 14 июля 1923 г.
ГКУ «ЦГА УР», ф.Р-1710, оп.1, д.13



Иллюстрация Г.Е. Верещагина к басне. [1920-е гг.]
ГКУ «ЦГА УР», ф.Р-1710, оп.1, д.17




«Да здравствует Наполеон!». Карикатура Г.Е. Верещагина. [1920-е гг.]
ГКУ «ЦГА УР», ф.Р-1710, оп.1, д.16, л.1



Монах и олень. Рисунок Г.Е. Верещагина. [1920-е гг.]
ГКУ «ЦГА УР», ф.Р-1710, оп.1, д.14, л.3