Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Aa Aa
слабовидящим
Подать запрос в архив
на портале госуслуг
тел. для справок
(3412) 90-53-60
Пройдите опрос
о качестве услуги
по предоставлению архивной информации
Отследить запрос
Номер запроса расположен под штрихкодом на карточке регистрации и учёта исполнения запроса штрих-код
Полезная информация
версия для печати

Выступления руководителя

Выступления руководителя

Особой вехой истории архивного дела в нашей стране, которая широко отмечается в этом году, стало принятие 1 июня 1918 года «ленинского» Декрета о централизации архивного дела, которому исполнилось 100 лет. Через пять лет нормативно были заложены основы архивной службы и в Удмуртии. 

Архивный фонд России – один из древнейших, ценнейших и крупнейших в мире. Своими корнями он уходит в глубь веков, охватывает более, чем тысячелетнюю историю. Сейчас во всех архивах России хранится более 500 млн. архивных дел. 

Неотъемлемой частью этого уникального документального богатства является Архивный фонд Удмуртии. В архивах собрано богатейшее наследие многих поколений людей, позволяющее сегодня оценивать прошлое, анализировать настоящее и проектировать будущее республики. Архивы подобно гимну, гербу и флагу являются символами государственности, они хранят, приумножают и используют историческую память нашего края. Именно потому, что архивы – это стратегический информационный ресурс Росархив сегодня находится в непосредственном ведении Президента нашего государства, в Удмуртии - архивная служба курируется руководителем Администрации Главы и Правительства и в Государственном Совете вопросы архивного дела отнесены к полномочиям Постоянной комиссии по общественной безопасности, Регламенту и организации работы.

За почти столетие своей деятельности архивная служба неоднократно претерпевала серьезные изменения, развивалась и совершенствовалась. Сегодня – это отрасль, возглавляемая Комитетом по делам архивов и состоящая из 3 государственных, 30 муниципальных архивов и почти двух тысяч ведомственных архивов различных форм собственности. Сегодня в архивных органах и учреждениях республики трудится более 300 специалистов, сплоченных особым отношением к архивному документу и особым почтением к своей профессии. Можно смело сказать, что архивная служба – это клуб единомышленников, который действует на единой, современной отраслевой нормативно-правовой базе и активно внедряет новые методы управления архивным делом, в числе которых программное и проектное управление. 

Благодаря самоотверженной и добросовестной работе нескольких поколений архивистов мы сегодня храним почти 5,5 млн. дел с 1709 года, а архивы организаций – более 3 млн. дел. Из них 23 документа включены в Государственный реестр уникальных документов АФ УР. Особый интерес представляют документы, связанные с родословной великого композитора Петра Ильича Чайковского, именами знаменитого конструктора-оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова, первого удмуртского просветителя Григория Егоровича Верещагина. Еще более 40 тысяч дел признаны особо ценными для истории Удмуртии.

Этим богатством пользуются тысячи наших сограждан – ученых, специалистов, людей, которые обращаются в архивы для изучения истории края, отрасли, организации и семьи. Архивисты всегда выполняли еще одну задачу – обеспечивали граждан сведениями для обеспечения их льгот, защиты законных интересов. В архивах накоплен огромный информационный массив документов по социально-правовой защите граждан, в который входят и документы по личному составу, отражающие трудовой путь человека. С ростом количества таких дел неуклонно растет интенсивность использования этих документов, в первую очередь, востребованных в реализации пенсионной реформы. Можно привести ряд цифр об объемах проводимой архивистами работы по удовлетворению запросов граждан. За 60-е годы ХХ столетия было исполнено около 5 тысяч социально-правовых запросов; в 2017 году – свыше 50 тысяч. В целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг во всех архивах Удмуртии реализован прием запросов в режиме «Одного окна». 

Заслуживает благодарности работа архивистов по информационному сопровождению общественно значимых событий в истории Удмуртии, вовлечению в научный оборот новых документальных источников. Пропагандируя исторические знания, архивисты вносят весомый вклад в дело возрождения и сохранения патриотических традиций. В связи с проделанной в государственных архивах работой по рассекречиванию документов, по истечении 30-летнего срока секретности, и упрощением допуска к архивным фондам стабильно высоким остается поток исследователей в читальные залы.

Актуальной задачей современности является научно–методическая и нормативная разработка вопросов организации отбора, описания и передачи на постоянное хранение электронных документов, в том числе электронных аудиовизуальных документов. Государственными архивами накоплен определенный опыт в данном направлении. И его мы используем при совместной с заинтересованными ведомствами реализации сложного проекта по развитию электронного документооборота и осуществлению хранения электронных документов в органах власти республики. И надо сказать, что эта сверхзадача поставлена Президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию России 1 марта текущего года. Позволю процитировать «…в цифровую форму нужно перевести документооборот между госструктурами, что важно и для самих госструктур, и для граждан,…».

Большой объем хранимой документации, сложность ее аналитической обработки традиционными способами сделали внедрение информационных технологий и создание автоматизированных поисковых систем одним из важных направлений деятельности архивов. Сегодня в государственных архивах ведутся 28 учетных и тематических баз данных, применение которых позволило ускорить исполнение запросов, поиск информации в научных целях. В систему федерального автоматизированного государственного учета архивных документов включено 100 % фондов и более 90 % дел, хранящихся во всех архивах Удмуртии. В перспективе предполагается обеспечить использование пользователями более широкого спектра архивных ресурсов в режиме удаленного доступа. Частично эта возможность уже реализована на нашем сайте. В тоже время, такое трудозатратное направление работы, как оцифровка документов и создание баз данных не может держаться на энтузиазме и нуждается в больших финансовых вливаниях, увеличении количества сотрудников архивов. 

Постоянное внимание уделяется мерам по обеспечению безопасности архивных фондов, в том числе противодействию возможным актам терроризма. Можно отметить, что за последние 11 лет на муниципальном уровне созданы достойные условия для хранения дел и работы архивистов. Системами охранно-пожарной сигнализации полностью оснащены 98 % архивов, системами вентиляции и кондиционирования воздуха - 60 % архивов. Компьютерная оснащенность сотрудников превышает 100 %. Все архивы имеют доступ в Интернет и формируют свои страницы на сайтах муниципалитетов. 

Говоря о достигнутых архивистами успехах и развитии отрасли,  нельзя не остановиться и на существующих проблемах. К сожалению, как и 100 лет назад, основной проблемой в обеспечении сохранности документов является дефицит площадей для их хранения. С 1999 года ведется поэтапная реконструкция здания Центрального государственного архива. Здание вместительное, площадью 10 тыс. кв.м., но сейчас в нем эксплуатируется только 70 % площадей. По предварительным расчетам для ввода в эксплуатацию оставшихся 3 тысяч кв.м. требуется около 170 млн. рублей. Сумма немалая, но она позволит в полной мере запустить средства жизнеобеспечения и безопасности архива, создать условия для работы дезинфицирующей камеры и специальных хранилищ, обеспечить системный прием документов от источников комплектования и ликвидированных организаций; осуществить ремонт изношенной кровли здания, из-за которой происходит регулярное попадание влаги в хранилища, что создает серьезную угрозу сохранности бесценного документального наследия. 

Проблемы в обеспечении безопасности и сохранности документов, обусловленные недостаточным финансированием, существуют в Центре документации новейшей истории. Для обеспечения нормативных условий хранения документов требуется около 16 млн. рублей для завершения модернизации отработавшей системы вентиляции воздуха в хранилищах. 

Не менее остро стоит проблема «архивной полки» и в ряде муниципалитетов: загруженность хранилищ в 3 муниципальных архивах давно превысила критический уровень, а в 5 архивах близка к таковому.    

Комитетом осуществляется региональный государственный контроль в области архивного дела в отношении и архивов, и юридических лиц – источников комплектования. Невыполнение предписаний должностными лицами организаций, выданных в рамках этого контроля, влечет привлечение к ответственности по статье 13.20 Кодекса об административных правонарушениях. Для полного охвата подконтрольных субъектов в Комитете не хватает сотрудников, что естественно не способствует сохранности ценных документов организаций. В тоже время, уполномоченные лица Прокуратуры неоднократно высказывали претензии по отсутствию в Удмуртии органа, уполномоченного на контроль, который попадает под статью 13.25. Кодекса. Они же требовали включить его в полномочия Комитета. Но, если сейчас на одного контролера Комитета приходится 200 организаций, то при включении новых полномочий, на сотрудника будет нагрузка 7,5 тысяч субъектов, что невозможно реализовать при существующем штате. 

Кроме того, современные реалии обозначили важность решения вопроса нормативного установления органа власти, уполномоченного на государственное управление межведомственной и межотраслевой сферой деятельности – делопроизводством на территории республики. На федеральном уровне обоснованно эти полномочия в 2016 году были возвращены Росархиву.

Завершая выступление, хочу отметить, что в республике сформирован богатый Архивный фонд, который продолжает динамично развиваться и пополняться, сложилась система архивных органов и учреждений, отвечающая задачам и требованиям современности. Сохранение и преумножение Архивного фонда Удмуртии в качестве национального достояния и крупного информационного ресурса по истории края является актуальной задачей государственного значения, которая и в дальнейшем будет успешно реализовываться Комитетом и архивами республики. 

Поскольку в таком формате и на таком уровне наше мероприятие проводится впервые за всю историю архивной службы Удмуртии благодарю за поддержку и содействие председателя нашей отраслевой комиссии Елену Анатольевну Дербилову и председателя Государственного Совета Алексея Михайловича Прасолова.


Председатель Комитета по делам архивов 
при Правительстве Удмуртской Республики
Н.В. Тойкина